Сейчас, во взрослом возрасте, трудно себе представить – отсутствие речи у человека. И полное отсутствие речи. Когда человек не понимает ни слова, ни жеста, и не знает, что ему делать, как ему не объяснять. Да что же это такое?! Да, именно «безумными» так в древности называли глухих с рождения детей и совершенно не уделяли им внимания. Чего возиться с глупцом, если он всё равно ничего не понимает?! А во взрослом возрасте глухие становились глухонемыми, это когда глухонемой уже не мог сам произнести ни звука. Да, голосовые связки у глухого переставали работать, вследствие их полной ненужности и неупотребления. Приходила полная глухонемота.
Со временем в обществе стали понимать, что никакой речи нет у человека от природы с самого его рождения, а формируется речь, или вторая сигнальная система, в раннем детском возрасте. Никак речь не может развиваться у ребёнка, если к нему не поступают звуковые сигналы, нет у него никакого звуковосприятия. Вот и в древности так же относились к глухонемым, как к тяжёлой степени слабоумия. В Древнем Риме глухонемые лишались всех прав собственности и находились на иждивении, как недееспособные безумцы. В Средние века, понятно, что тоже ничего не изменилось, ведь «Сначала Было Слово». Лишь в конце XVIII века в Европе стали появляться школы для глухих детей, где их стали пытаться обучать общению между собой на основе жестов. Но для развития полноценной речи у глухих детей было ещё очень далеко. Лишь в XX веке стали появляться речевые обучающие системы на основе буквенных азбук для развития речи в раннем детском возрасте. А потом был разработан дактиль, это речь на основе пальцевых знаков азбуки.
В современном мире приступают к обучению глухих детей в раннем детском возрасте, желательно начинать с одного года. Так как все дети в этом возрасте нуждаются в постоянном родительском уходе, то ранние обучающие программы подбираются с учётом особенностей самих родителей, которые дома самостоятельно должны приступать к занятиям со своим малышом. Да, приходится подстраиваться самим родителям под эти обучающие программы, чтобы изначально сформировать у глухого ребёнка повышенное внимание к обучающим методикам.
Лечение и профилактика глухонемоты
Кто назначает эти компенсаторные мероприятия по развитию речи у глухих? Так, сейчас во всём мире принято создавать сурдологопедические службы для неотложной помощи глухим с детства людям. Или слухоречевые кабинеты, в состав которых входят, кроме ЛОР-врачей, ещё сурдопедагоги и детские психиатры.
Поэтому, при малейшем подозрении на глухоту у ребёнка, любой врач обязан незамедлительно направить в слухо-речевой кабинет.
А не заниматься назначением «чудодейственного» лечения и профилактики с выдачей собственных несбыточных обещаний о возможностях научно-технического прогресса с кохлеарными имплантами Понятно, что впоследствии «спасибо» тому врачу не придётся дождаться, когда неопытные наивные родители поймут, сколько было ими упущено безвозвратного времени для возможностей развития интеллекта своего ребёнка из-за этого неука, мнящего себя «чудо» — врачом.
Да, для полноценного развития речи, то есть второй сигнальной системы, здесь отпущено времени очень мало ребёнку, и упускать этот период родителям совсем не стоит.
Да и понимать бы нужно, что не зря в государствах всего мира имеются эти бесплатные кабинеты для изначальной помощи глухим, чтобы у них была возможность стать полноправными членами общества.
Как устанавливается диагноз глухоты у детей младшего возраста? Да, в слухо-речевых кабинетах сидят достаточно опытные врачи, которым труда не составляет даже по громкому плачу малыша в коридоре, уже определить отсутствие слуха у ребёнка. Как так, по голосу малыша определить отсутствие у него слуха? Да, сколько легенд впоследствии ходило во времена «практикующего» чудо-лекаря Джуны, например?! Когда она принимала и назначала особенно-чудесное своё «лечение» детям, у которых врачи ошибочно диагностировали уже настоящую «глухоту» на оба уха?! Неправда, далеко не всех Джуна принимала за «глухих» детей, а лишь тех, у кого был голос, соответствующий нормальному слуху ребёнка, а только тем Джуна и назначала своё лечение от «глухоты», хотя бы и безвредное, но за соответственно высокую плату и дальше «гарантированно» излечивала «слух», если малыш имел «глухоту» центрального характера. То есть детские мозговые центры по какой-то причине не воспринимали обращённую к нему речь. А крик глухого ребёнка был слышен издалека, и тех родителей Джуна к себе и близко не допускала с помощью своих охранников.
Вследствие этого, родителям не следует обольщаться, когда врач начинает им демонстрировать, негромкий хлопок в ладоши за спиной ребёнка и он выражено на хлопок реагирует. Или ребёнок резко оборачивается на врача, топнувшего неожиданно ногой за его спиной. Это всего лишь идёт проверка на уже сформированные у малыша другие органы восприятия окружающего мира, что подразумевает сохранность интеллекта. Да, вроде бы как в игрушки приехали родители поиграться с ребёнком в такую даль?! Да, только в игровой форме и возможно общение с детьми вообще, а с глухими — так и подавно. Да, для того детские психиатры занимаются с детьми в составе слухо-речевых кабинетов, чтобы определить состояние не только слуховой функции ребёнка, но и состояние его интеллекта. А при отсутствии возможностей обучения у ребёнка, то есть даже при наличии нормального слуха у плохо реагирующего на речь ребёнка, вполне лучше усадить это дитя в учебное заведение с развивающими интеллект программами для глухих детей без выявления причины, чем оставить его вообще без обучения. То есть, с ребёнком будут заниматься сурдо-педагоги, как со вполне умственно-нормальным и вполне есть надежда, что начнёт формироваться интеллект в учебном заведении, чем ребёнка сразу бы отправляли в психоневрологический интернат для слабоумных. И такие случаи в практике весьма распространены. Намного же это лучше для совести врача, немножечко «ошибиться» в диагнозе, чем сразу отправлять детей в психоневрологические интернаты, где к ним будет отношение, как к слабоумным дуракам?! Не знаю сейчас, что тому стало причиной, но среди «воспитанников» психоневрологических интернатов стали обнаруживаться во взрослом возрасте не только вполне интеллектуально сохранные люди, но и со вполне достаточным слухом даже для обучения в общеобразовательных школах на первой парте со слуховым аппаратом… Это означает, что в той российской местности совершенно отсутствуют слухо-речевые службы, и психиатры зачем-то обрекли интеллектуально-сохранного ребёнка на пребывание в положении идиота на всю его оставшуюся жизнь?! По какой-то такой причине врачебной некомпетентности или личной предвзятости, и оказывались глухие и слабослышащие дети в психоневрологических диспансерах, где вырастали, вопреки «прогнозу» врачей или благодаря заботам санитарок во вполне разумных людей?! Моё личное мнение, что нужно во всех случаях задержки речевого развития у детей, вне зависимости от причин задержки в формировании второй сигнальной системы, все же лучше его пристроить к специалистам в педагогике, хотя бы и для глухих детей, чем оставлять ребёнка совсем без всякой педагогической помощи.
И что, кроме методичек по обучению родителей к общению с глухим ребёнком ничего нет?! Например, профессор назначит самые лучшие лекарства, или операцию там какую-никакую бы сделать?!
Ну, за лечением от глухоты вообще необязательно было бы куда-то там ехать. В любой поликлинике присутствует невропатолог, который в состоянии назначать наилучшие лекарства от неврита. Да, именно от неврита восьмой пары черепно-мозговых нервов, как и в случае с другими невритами. А они, невропатологи, не назначают лечения, им всем давно известно, что невриты первой, второй, восьмой пары черепно-мозговых нервов никакому лечению не поддаются. Да, есть и такие, кто уже после консультации в слухо-речевом кабинете пытаются лечить глухого, но это лишь для самоуспокоения родителей, а не для пользы самого ребёнка. А вот на этот способ лечения глухоты стоило бы обращать родителям особое внимание, кто бы им об этом ни говорил: об аденоидах. Да, многим известны рассказы о вылеченной глухоте у маленьких детей, которую излечила какая-то чудо-операция по удалению аденоидов. Да, наличие аденоидов у глухих и слабослышащих детей является абсолютным показанием к операции аденотомии. Родители обязаны понимать, что аденоиды у детей смотрят пальцем на приёме у ЛОР-врача в кабинете, а не где-то там в другом месте у наилучших чудо-знахарей. И никакое другое лечение, кроме операции аденотомии, к аденоидам не имеет никакого отношения. После осмотра на предмет аденоидов у ЛОР-врача их все же лучше удалить, а не заниматься лечением лимфоидной ткани и у нормально слышащих детей, а уж у глухих – следует обязательно им удалять аденоиды.
В трёхлетнем возрасте все глухие дети должны уже сидеть в начальной детской школе за партами. Раньше, такие сурдопедагогические интернаты были созданы на основе постоянного проживания трёхлетних детей. Сейчас уже имеются в городах круглосуточные группы для глухих и слабослышащих детей на основе детских садиков, где с глухими детьми занимаются подготовленные сурдопедагоги. Да и родители тоже принимают деятельное участие в обучении своих детей в их свободное от обучения время. Поэтому возможно поступление детей в такие группы в более раннем детском возрасте.
Ассимиляция в общество
Дальше глухие дети обучаются в школах для глухих и слабослышащих, и поступают в высшие учебные заведения, получают профессии, создают семьи, обзаводятся детьми, водят собственные автомобили. И тут уже совершенно родителям не о чем дальше беспокоиться, даже если их глухой взрослый ребёнок себе в пару подберёт такого же глухого супруга. По статистике, в семьях глухих родителей рождение глухих детей наблюдается отнюдь ничуть не чаще, чем в семьях нормально-слышащих родителей. Этот феномен объясняется наличием множества разных форм наследственной глухоты, которые практически всегда имеют мало шансов встретить такое же себе подобное в природе, чтобы проявиться фенотипически.
Мне довелось когда-то давно общаться с многодетными родителями, у которых из шести детей, трое не имели никаких остатков слуха с самого рождения. Когда у них впервые родился глухой ребёнок, родители прошли медико-генетическую консультацию. По заключению которой, вероятность рождения глухого ребёнка у этой супружеской пары составляла 50%. Но они отнеслись к прогнозу совсем не легкомысленно, а приняв как должное, что все их дети такие же разумные, как и остальные разумные люди в этом мире, и дали жизнь остальным своим детям. Да, если человек лишён слуха, то это вовсе не означает, что он также лишён мышления, талантов, одарённости и гениальности в том числе. Просто родителям следует изначально вложить всю свою заботу и любовь к маленькому человеку в его обучение, чтобы помочь ему в дальнейшем устроиться в это общество нормально слышащих людей.
А со своими нормально слышащими детьми у глухих родителей совершенно нет никаких проблем, даже если у их детей при нормальном слухе имеется некоторая задержка речевого развития. Здесь всего лишь необходимо компенсировать дефицит голосового общения с ровесниками в обычном дошкольном учреждении. Речь у них давно уже имеется, они прекрасно общаются со своими глухими родителями на основе дактиля, просто у них не было речевой тренировки голосом, что в детском коллективе произойдёт само собой в очень быстрой форме. Иногда может быть и глухим родителям придётся, для преодоления бюрократических проволочек, самим обратиться опять в тот же самый слухо-речевой кабинет за бюрократической справкой-направлением своего нормально слышащего ребёнка в нормальный детский коллектив.
А как же широко разрекламированное чудо современности кохлеарная имплантация?! Нет, уважаемые родители, это вам отнюдь не вставные зубы. А некоторая помощь для развития внятной голосовой речи у глухого ребёнка в возрасте с шести лет. Никакой это не слух в вашем понимании, а будет более лёгкая постановка голосовой речи ребёнка вместе с сурдопедагогом, хотя опытному сурдопедагогу и раньше, ещё до появления операции кохлеарной имплантации, вполне удавалось поставить голосовую речь глухим детям неотличимую от слышащих людей. Впрочем, когда ваш ребёнок достигнет возраста шести лет, в котором возможна эта операция, то вы уже будете общаться с родителями более старших детей, уже перенёсших эту операцию. Все слухоулучшающие операции детям, как и слухопротезирование в нашей стране бесплатны. По глухоте полагается третья группа инвалидности и не более того. Поэтому все взрослые глухие люди объединяются в ВОГ (всероссийское общество глухих), к которым и родителям глухих детей следует обращаться за консультациями, не только лишь к одним врачам. А в обществе глухих, которые уже могут рассказать, чем им помогло то или иное врачебное вмешательство в их жизнь. Впрочем, сейчас и в интернете можно найти рассказы глухих людей о своих трудностях.
А если, помимо глухоты, у ребёнка есть ещё и слепота?! Да, те же самые приёмы формирования речи на основе дактиля и азбуки Брайля, на основании осязания формируется педагогами вторая сигнальная система речи. Только обучение человека речи формирует сознание человека.
Автор: ЛОР — врач, Людмила Борисовна Кисиль